ЕГЭ 2023. ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 2022
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ (ИЗЛОЖЕНИЕ) 2022/2023 учебный год
7 декабря 2022 года одиннадцатиклассники напишут итоговое сочинение
Дополнительные сроки написания итогового сочинения –
1 февраля 2023 года, 3 мая 2023 года.
За 3 часа 55 минут нужно написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.
ВАЖНО! Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе незачёт).
Сочинение должно быть написано самостоятельно.
Заявление подаем в школе.
Выпускники прошлых лет также могут подать заявление на участие в итоговом сочинении (изложении).
Заявление выпускника 2023 года (заявление выпускника.docx )
Заявление выпускника прошлых лет ( заявление выпускника прошлых лет.docx)
Согласие на обработку персональных данных согласие.docx
Лицо, ответственное за своевременную подачу заявления - заместитель директора МБОУ " Игоревская СШ "-
Константинова Людмила Андреевна, 8 (48139) 2-61-62
Лицо, ответственное за регистрацию заявления в МО "Холм-Жирковский район" Смоленской области –
Лопунова Ирина Борисовна, тел 8 (481 39) 2 21 05
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Итоговое сочинение (изложение) введено в 2014/15 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации.
Итоговое сочинение (изложение) проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512
Согласно указанному Порядку к ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательным программам среднего общего образования не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое сочинение (изложение).
Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов. Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), экстерны с ОВЗ; обучающиеся XI (XII) классов — дети-инвалиды и инвалиды, экстерны — дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
Открытые направления для тем итогового сочинения утверждаются Советом по вопросам проведения итогового сочинения под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.
Начиная с 2022/23 учебного года изменился подход к формированию комплектов тем итогового сочинения. Формируется закрытый банк тем итогового сочинения на основе тех тем, которые использовались в прошлые годы1. Ниже представлена структура (названия разделов и подразделов) и комментарии к разделам указанного банка.
Структура закрытого банка тем итогового сочинения
|
Разделы и подразделы |
1 |
Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека |
1.1. |
Внутренний мир человека и его личностные качества |
1.2. |
Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом |
1.3. |
Познание человеком самого себя |
1.4. |
Свобода человека и ее ограничения |
2 |
Семья, общество, Отечество в жизни человека |
2.1. |
Семья, род; семейные ценности и традиции |
2.2. |
Человек и общество |
2.3. |
Родина, государство, гражданская позиция человека |
3 |
Природа и культура в жизни человека |
3.1. |
Природа и человек |
3.2. |
Наука и человек |
3.3. |
Искусство и человек |
Комментарии к разделам закрытого банка
тем итогового сочинения
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы раздела:
- связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
- нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
- касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
- позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
- побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы раздела:
- связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
- нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
- касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
- позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своем вкладе в общественный прогресс;
- побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы раздела:
- связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
- нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки;
- касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);
- позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;
- побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.
С 2022/23 учебного года расширяются возможности выбора темы сочинения: каждый комплект будет включать не пять, а шесть тем - по две темы из каждого раздела банка:
Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».
Как и в прошлые годы, комплекты тем формируются отдельно для каждого часового пояса в режиме конфиденциальности и становятся общедоступными за 15 минут до начала итогового сочинения.
При составлении тем итогового сочинения соблюдаются определенные требования. Темы для итогового сочинения должны:
- соответствовать разделам закрытого банка тем итогового сочинения; соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения (не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
- соответствовать литературоцентричному характеру итогового сочинения (давать возможность широкого выбора литературного материала, на который участник будет опираться в своих рассуждениях);
- нацеливать на рассуждение (наличие проблемы в формулировке); соответствовать возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
- быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам.
- Темы позволяют участнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.
В качестве примера ниже приведен образец комплекта тем
Номер темы |
Тема |
112 |
Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести? |
204 |
Что Вы вкладываете в понятие «счастье»? |
301 |
Семейные ценности и их место в жизни человека. |
409 |
В чём может проявляться любовь к Отечеству? |
505 |
Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь? |
610 |
Чему человек может научиться у природы? |
На сайте ФГБНУ «ФИПИ» опубликованы следующие материалы:
- Структура закрытого банка тем итогового сочинения
2. Комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения
3. Образец комплекта тем 2022/23 учебного года
4. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)
В эфире онлайн-программы «Образовательная среда» рассказано об изменениях, связанных с итоговым сочинением 2022/23 учебного года.
Во исполнение поручения Рособрнадзора сформирован Открытый банк текстов для итогового изложения, размещенный 27.10.2022 г. в открытом доступе на сайте ФИПИ. Данное решение принято в целях в целях развития устной и письменной речи обучающихся в рамках учебного процесса и создания благоприятных условий для повышения эффективности подготовки к итоговому изложению.
В соответствии с информационным письмом Рособрнадзора от 24.10.2022 г. № 04-408 с 2022/23 учебного года итоговое изложение будет проводиться с использованием текстов из Банка изложений без изменения процедуры направления текстов для изложений в субъекты Российской Федерации.
Открытый банк / Итоговое изложение
Методические рекомендации по проведению итогового сочинения (изложения ) в 2022-2023 году. |
ИНЫЕ документы:
- 1. Приказ 84-ОД от 27.09.2022 «Об утверждении «дорожной карты» по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в Смоленской области в 2023 году»
- 2. Дорожная карта по подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников IX и XI классов в МБОУ «Игоревская СШ» в 2022-2023 учебном году
- 3. Приказ 797_ОД от 27.09.2022 «Об утверждении «дорожной карты» по подготовке и проведению государственной итоговойаттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в Смоленской области в 2023 году»
- 4. Приказ 935-ОД от 08.11.2022г. Департамента Смоленской области по образованию и науке "О проведении итогового сочинения в 2022/2023 учебном году.
- 5. ПриказДепартамента Смоленской области по образованию и науке №829-ОД от 07.10.2022 "О сроках и местах регистрации для участия в написании итогового сочинения (изложения), сроках проведения итогового сочинения (изложения), местах информирования о результатах итогового сочинения (изложения) в Смоленской области в 2022/2023 учебном году".
- 6. Приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке №872-ОД от 24.10.2022 "Об утверждении графика внесения сведений в региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования на 2022/2023 учебный год".
- 7. Приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке №893-ОД от 28.10.2022 "Об утверждении графика внесения сведений об итоговом сочинении (изложении) в региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, проверки и обработки итогового сочинения (изложения) на 2022/2023 учебный год".
- 8. Приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке №894-ОД от 28.10.2022 "Об определении оператора региональных информационных систем обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся Смоленской области, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования".
- 9. Приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке №921-ОД от 02.11.2022 "Об утверждении Положения об организации общественного наблюдения при проведении итогового сочинения (изложения) на территории Смоленской области в 2022/2023 учебном году"
- 10. Приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке №922-ОД от 02.11.2022 "Об утверждении порядка проведения и проверки итогового сочинения (изложения) в Смоленской области в 2022/2023 учебном году"
- 11. Приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке №932-ОД от 08.11.2022 "О утверждении сроков и мест подачи заявлений на сдачу государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, мест регистрации на сдачу единого государственного экзамена в Смоленской области в 2023 году "
- 12. Отдела по образованию Администрации муниципального образования "Холм-Жирковский район" Смоленской области №104 от 07.11.2022 "О проведении и проверке итогового сочинения (изложения) в муниципальном образовании "Холм-Жирковский район" смоленской области в 2022-2023 учебном году
СТРУКТУРА итогового сочинения 2022/2023
В каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка:
- Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
- Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
- Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».
Использовать для подготовки необходимо материалы прошлых лет - направления и темы, которые были по ним. По ссылкам ниже вы найдете информацию по каждому из направлений, материалы для подготовки, РЕАЛЬНЫЕ темы, которые были каждый год по всем волнам.
Образец комплекта тем 2023 года (теперь будет 6 тем, а не 5 как раньше)
Комплект тем итогового сочинения
- 1223 Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?
- 1434 Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?
- 2345 Семейные ценности и их место в жизни человека.
- 2456 В чём может проявляться любовь к Отечеству?
- 3367 Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
- 3167 Чему человек может научиться у природы?
Разделы и подразделы 2022-2023 года
1 Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
- 1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
- 2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
- 3. Познание человеком самого себя.
- 4. Свобода человека и ее ограничения.
2 Семья, общество, Отечество в жизни человека
- 1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
- 2. Человек и общество.
- 3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
3 Природа и культура в жизни человека
- 1. Природа и человек.
- 2. Наука и человек.
- 3. Искусство и человек.